Специалисты советуют

 

Учитель-логопед советует

       

 

Уважаемые родители!

Известно, что и развитие речи, и постановка правильного звукопроизношения у дошкольников - процесс очень трудоемкий, подчас требующий невероятного количества усилий, терпения и, безуслосно, Вашей помощи и поддержки. Надеемся, что ниже изложенные таблицы помогут вам понять уровень овладения грамотой вашим ребенком (с учетом его возрастных особенностей), а упражнения со звуковыми символами - совершенствовать или корректировать его произношение.

Обучение детей дошкольного возраста грамоте

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Подготовка к обучению грамоте

Дети активно интересуются звуковой стороной речи. Начинается период осознанного овладения звуками русского языка. Для них характерны активность фонематического восприятия, игра словом, звуками, они овладевают умениями:

-слышать в потешке, чистоговорке, стихотворении часто повторяющийся звук;

- слышать в отдельном слове интонационно выделяемый воспитателем звук и называть его;

- с помощью воспитателя произносить односложные трехзвуковые слова, интонационно подчеркивая в них нужный простой по артикуляции звук (а, о, у, и, э, м, ф, в, п, б)

Обучение грамоте

Речь становится для детей не только средством общения, но и объектом познания, анализа. У детей развиваются внимание к фонетической точности, интерес к словотворчеству. Они знакомятся с терминами «слово», «звук», учатся правильно понимать и использовать их, узнают, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, могут быть длинными и короткими, учатся сравнивать слова по протяженности. Продолжают совершенствоваться в умении звукового анализа слов:

- самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них нужные звуки;

- различать на слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные;

- определять место звука в слове (первый, последний, в середине);

- самостоятельно находить слова с заданным звуком (сначала на основе наглядности, затем – по представлению).

Со второй половины года дети учатся анализу односложных трехзвуковых слов по схеме и модели, составляют предложения по «живой модели».

Обучение грамоте

Закрепляется и совершенствуется умение делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов, это становится основой для ознакомления детей с буквами и обучения чтению. Дети осуществляют звуковой анализ слова, используя различные средства: схему звукового анализа, фишки, интонационное выделение звуков в слове, учатся анализировать четырех-, пятизвуковые слова разного состава (лиса, слон, аист, школа), знакомятся с ударением: выделяют ударный слог и ударный гласный в слове. Понимают и используют в речи термин «предложение», составляют предложение из 3-4 слов, делят предложения на слова, называя их по порядку, знакомятся с буквами русского алфавита.

 

Возраст

Фонетическая сторона речи

Грамматический строй речи

Лексическая сторона речи

Связная речь

3-4

года

Звукоподражание (ква-ква, пи-пи)

Активное употребление грамматических форм

Различение единственного и множественного числа предметов (игрушки, посуда). Игра «Один - много»

Правильное употребление слов, обозначающих детенышей животных. Игра «Чей детеныш?»

Выделение признака предмета «Что бывает таким (зеленым, круглым и т.д.?)»

Согласование глаголов во времени

Назначение предлогов. Упражнение «Куда прыгнул зайчик?

Отражение в речи предметов ближайшего окружения - признаков предметов (животных; овощей; фруктов; растений). Упражнение: «Кашу едят ложкой?», затем «Чем едят кашу?»

Свойственна диалогическая речь. Пересказ сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».

Умение рассматривать игрушки, картинки. Упражнение «Чудесный мешочек» (используя прием сравнения).

Способен поделиться пережитым и увиденным. Показателем является инициативная речь

4-5л

Развитие правильного произношения и хорошей дикции.

Упражнение «Собери мамину сумку» (сложить вкусные продукты со звуками «к» и «к'»). Определение слов с заданным звуком

Восприимчивы к ритмико -

слоговой структуре. Упражнение «Подбери слова-друзья» (свечка-печка)

Легко подражают окружающим звукам и шумам. Используют интонационную выразительность речи. Различают слово и звук

Употребление родительного падежа

Выделение в предметах их свойств, качеств, деталей, частей; их словесное обозначение.

Обогащение словарного запаса детей словами в соответствии с лексическими темами бесед («Дом», «Семья», «Осень» и т.д.)

Умение делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова.

Умение подбирать к предмету соответствующие действия.

Способность к элементарному обобщению предметов.

Определение, на что похож, чем отличается предмет. Игра «На что похоже»

Формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Упражнение «Скажи со словами один, два, пять...»

Способен отвечать на вопросы по содержанию литературного произведения, рассказывание по картине (2-4 предл.), описание особенности игрушки. Передача впечатлений своими словами.

5-7л

Речь отчетливая. Ребенок способен произносить трудные звуки

Используются средства интонационной выразительности. Упражнение «Скажи весело, грустно и т.д.»

Регулируется темп голоса.

Способность обнаружить в речи сверстников ошибки

Речь насыщена словами, обозначающими все части речи

Активен в словотворчестве, словоизменении, словообразовании, задает много поисковых вопросов.

Способен устанавливать в речи причинно-следственные связи, обобщать, анализировать, систематизировать

Свободное пользование обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам. Упражнение «Назови одним словом»

Развитие смысловой стороны речи. Упражнения «Назови одним словом», «Скажи наоборот», «Устрани путаницу» (собака - птица, ворона - зверь)

Понимание прочитанного, ответы на вопросы по содержанию и способность пересказать сказку, короткие рассказы.

Способность участвовать в коллективном пересказе.

Составление рассказов по серии картин, о нескольких игрушках, из личного опыта

Способность увидеть в картине главное и детали, передача тона, состояния погоды. Упражнение «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный»

 

Игры для развития речи дошкольников

 

Лучше всего, когда процесс домашнего развития будет ненавязчивым для дошколенка. Игры для развития речи дошкольников вы можете включать в свою повседневную существование. Они выручат вас во время долгого ожидания или длинного пути.

Развиваем артикуляцию.

1) Выучим с ребенком одну скороговорку по дороге в ребяческий садик. На обратном пути повторим. Перед сном потренируемся говорить стремительно, нараспев, еле слышно, громко. На следующий день выучим другую скороговорку. А в конце недели устроим соревнование, кто быстрее и правильнее расскажет все скороговорки. Игры для развития речи дошкольников Обогащаем словарный запас.

2) Найди букву. Взрослый загадывает букву, а ребенок вертит головой во все стороны и называет все названия предметов, в которых спряталась буква. Обязательное условие показать, куда буква спряталась (лампочка, дорога, небосвод и т.д.)

3) Что бывает зеленым (мокрым, холодным, веселым и т.д.) Кто больше придумает ответов на вопросительный мотив. Зрелый называет существительное, дитятко подбирает глагол. Соединяем речь и мышление.

4) Пусть загадки станут вашим верным помощником в развитии детей. В них удивительным образом сочетаются логика и выразительность речи. Загадка называет существенные признаки предмета или явления.

5) Попробуйте с ребенком сочинить свои загадки. Такие, как эти, придуманные пятилетним мальчиком: - Шляпа наверху, а человека нет (душ) - Дедушка с бородой (петух) - Два волоса лезут в небеса (антенна на крыше дома).

6) Да и нет. По очереди загадываем предмет, находящийся в комнате.

Тот, кто отгадывает, может задавать вопросы. Загадавший отвечает только да или нет Диалог может глядеться следующим образом: -Это живое? Нет. Это синее? Это шторы? Развиваем связную речь.

7) Устные сочинения по картинкам. Можно использовать раскраски, иллюстрации к детским книжкам, фотографии. Сочинять будем на любую тему: «Что тут произошло?», «Как этот предмет (человек, сказочный герой) здесь оказался?»

Главное, чтобы нам было интересно.

8) Театральные миниатюрные постановки. В основе сценария сказки, стихи, мультфильмы. Ребенок учится запоминать роли; произносить, передавая чувства своего героя.


9) Заучивание стихов непременное условие развития речи. Превратите это дело в игру. Вы рассказываете первую строчку, ребенок вторую, потом снова вы (или бабушка, сестра, папа ). Так можно заучивать стихи всей семьей.

Формирование коммуникативных навыков

10) Ролевые игры для развития речи дошкольников - важный период в формировании социального опыта ребенка. Сюжетно-ролевые игры «В магазине», «В автобусе», «В аптеке», «Идем в гости (принимаем гостей)» и подобные им, помогут дошкольнику овладеть практическими навыками культуры речи в общественных местах.

11) Игры «Умей сказать “Нет”», «Разговор с другом», «Разговор с незнакомым человеком» формируют уверенность в общении с окружающими людьми.

 

Игры со звуковыми символами

 

Нужно изобразить звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10 х 10 см. Символы рисуются красным цветом, так как сначала ребенка знакомят с гласными звуками (звук «а» - большой полый круг; звук «у» - маленький полый круг; звук «о» - полый овал; звук «и» - узкий красный прямоугольник).

 

 

Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: «а», «у», «о», «и». Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.

Ход занятия:

  • покажите ребенку символ и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы;
  • соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», девочка охает «о-о-о», лошадка кричит «и-и-и»)
  • произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при произнесении «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку)

После того, как ребенок усвоит эти звуки, можно переходить к заданиям:

  • поймай звук

Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

  • внимательный малыш

Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.

  • дирижер

Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно.

  • архитектор

Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.

  • хорист

Пропеваем заданный звук с разными интонациями.

  • сломанный телевизор

Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.

  • звуковые песенки


Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.

  • кто первый

Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а», «у», «о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.

 

Упражнения по звуковому анализу слова

 

С малышом этого возраста уже надо проводить упражнения по звуковому анализу слова, это очень важно для последующего усвоения грамоты. Детям читают потешку, стихотворение, где несколько раз повторяется звук, вызывающий трудности в произношении. Сначала ребенок повторяет текст за взрослым, а затем называет звук, который чаще всего повторяется.

Приведем пример занятия, цель которого — помочь выработать у ребенка правильное произношение звука Ш, развить речевой слух.

Для занятия подготавливаются игрушки (или картинки, или муляжи): вишня, яблоко, груша, мандарин, лошадь, корова. Предметы подбираются так, чтобы при парном их предъявлении в названии одного предмета был звук Ш, а в названии другого — не было. Подготавливается также набор картинок, в названиях которых имеется звук Ш.


— Послушай стихотворение и скажи, какой звук чаще всего здесь повторяется.

Взрослый читает стихотворение, выделяя в словах голосом звук Ш (произносит звук Ш протяжнее, громче):


Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь, шуршишь!»


Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».



— Так какой же звук чаще всего повторяется?
— Звук Ш

— Смотри: для того чтобы хорошо произнести звук Ш, кончик языка надо поднять кверху, а губы слегка вытянуть вперед. (Показывает, в каком положении находятся язык и губы.) А теперь ты сделай так: подними язык кверху, вытяни губы вперед и произнеси звук Ш.



Ребенок произносит звук, взрослый следит за тем, чтобы он правильно выдвигал губы вперед.

— А теперь подними руку тыльной стороной ко рту и произнеси звук Ш. (Показывает.) Если ты правильно произнесешь звук Ш, то почувствуешь теплый воздух. А теперь скажи, как шипит змея.
— Змея шипит: ш-ш-ш.

— А теперь послушай, как шумят листья на деревьях, когда дует ветер. (Произносит протяжно звук Ш.) А теперь ты скажи, как шумят листья.

Затем ребенку показывают картинки и предлагают назвать изображенные на них предметы. Рисунки, в названиях которых есть звук Ш, откладываются отдельно.

Взрослый показывает игрушки, муляжи, картинки парами (вишня — слива, груша — яблоко, лошадь — корова) и предлагает ребенку назвать те предметы, в названии которых имеется звук Ш (вишня, груша, лошадь).
Потом взрослый предлагает придумать слова, в которых есть звук Ш.
Ребенок называет слова. Слова, произнесенные ошибочно, взрослый разбирает вместе с ребенком («Разве в этом слове есть звук Ш»?).

Взрослый произносит потешки, чистоговорки, скороговорки и предлагает ребенку повторить их.


***
Тише, мыши!


Кот на крыше!



***
Не найду я ушки


У нашей лягушки.



***
Петушок, петушок,


Золотой гребешок,


Масляна головушка,


Шелкова бородушка!


Что ты рано встаешь,


Голосисто поешь,


Маше спать не даешь!



Можно предложить и загадки, например, о лягушке:

Скачет зверушка,


Не рот, а ловушка.


Попадут в ловушку


И комар, и мушка.



Работа над звуковой культурой речи ребенка не ограничивается только работой над звукопроизношением. Важны ведь и такие элементы звуковой культуры, как дикция, темп, умение регулировать силу голоса, интонационная выразительность речи.


Для развития интонационной выразительности речи проводите с ребенком игры с пением и стихами («Гуси-гуси» — народная игра, где ребенок упражняется в диалогической речи, «Теремок», «Кот и мыши»).

 

Если ребенок не говорит

 

Развитие навыков звукового анализа и синтеза

 

Родительская помощь детям с нарушением звукопроизношения